(Латышев Никита Тимофеевич; 28.05.1916, с. Покровка Сорокского у. Бессарабской губ.- 11.02.1986, с. Ст. Добруджа, Молдавская ССР (ныне Доброджя-Веке Сынжерейского р-на, Молдавия)), архиеп. Московский и всея Руси старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию (см. также Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ)). Н. род. в семье крестьянина-бедняка, работавшего по найму, в 2 года лишился матери. В 1919 г. вместе с отцом переехал в с. Ст. Добруджа, где отец стал служить уставщиком в старообрядческом Успенском храме. Под руководством отца мальчик освоил церковное чтение и пение, из-за бедности окончил лишь 2 класса начальной школы. В 1936 г. Н. Латышев был поставлен еп. Иннокентием (Усовым) в чтецы к Успенскому храму в Ст. Добрудже. От службы в румын. армии Латышев был освобожден по состоянию здоровья (по др. сведениям, будучи призван, серьезно заболел, не стал отказываться от поста, был отдан под трибунал по подозрению в симуляции, оправдан - Болученкова. 2009. С. 138). 21 апр. 1940 г. еп. Иннокентий (Усов) рукоположил Латышева, давшего обет безбрачия, во диакона в приход в Ст. Добрудже. В 1943 г. за отказ подчиниться требованиям румын. властей и совершать богослужение в соответствии с новым стилем диак. Никита был сослан в военный лагерь Юж. Сараты в Измаильской обл. (ныне пос. Сарата Одесской обл., Украина). По другим сведениям, он оказался в обозной службе румынских войск под Сталинградом, вскоре после разгрома гитлеровцев и их союзников вернулся в родное село, откуда впоследствии был отправлен в концентрационный лагерь (Там же. С. 138-139). В 1944 г. о. Никита бежал из лагеря, скрывался до прихода в Бессарабию советских войск. С осени 1945 г., когда в Молдавию прибыл старообрядческий еп. Иосиф (Моржаков), о. Никита служил при нем епархиальным диаконом с сохранением места постоянного служения в Ст. Добрудже.
В 1954 г. на заседании совета Московской архиепископии диак. Никиту избрали кандидатом во епископы, хиротония состоялась спустя неск. лет. 19 февр. 1961 г. занимавший Кишинёвско-Одесскую, Черновицкую и Измаильскую кафедру еп. Иосиф (Моржаков) был избран архиепископом Московским и всея Руси. 5 окт. 1961 г. совершился монашеский постриг диак. Никиты Латышева. 8 окт. в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище в Москве архиеп. Иосиф (Моржаков), епископы Иринарх (Вологжанин) и Александр (Чунин) совершили рукоположение Н. во епископа Кишинёвского. В 1962 г. решением совета архиепископии Н. был утвержден заместителем Московского архиепископа. Находившиеся в ведении Кишинёвского епископа приходы в Одесской и Черновицкой областях (на территории Украины) перешли под управление Киевского и Винницкого еп. Иринарха. В 1970 г., после смерти архиеп. Иосифа (Моржакова), Н. принял на себя обязанности местоблюстителя Московской кафедры, 22 окт. 1971 г. был избран архиепископом Московским и всея Руси, интронизация состоялась 24 окт. того же года в Покровском соборе на Рогожском кладбище. Н. сохранил за собой управление Кишинёвской епархией.
Деятельность Н. в качестве главы РПСЦ мало отличалась от линии, проводившейся его предшественниками. Н. участвовал в проводимых СССР кампаниях по борьбе за мир, из личных средств пожертвовал в разное время в Советский фонд мира 23 тыс. р. 23 февр. 1983 г. был награжден почетной медалью Советского фонда мира (вместе с секретарем архиепископии прот. Александром Берестневым). Проповеди, обращения к пастве, поучения Н., архипастырские поздравления с Рождеством Христовым и Пасхой в 1972-1986 гг. регулярно публиковались в «Старообрядческом церковном календаре РПСЦ».
Со 2-й пол. 70-х гг. Н. постоянно жил в Ст. Добрудже. С нач. 1979 г. его наместником в Москве фактически являлся Донской и Кавказский еп. Анастасий (Кононов). Деятельное участие в устроении жизни белокриницкого согласия в 1-й пол. 80-х гг. принимал секретарь еп. Анастасия прот. Евгений Бобков, осуществлявший связь белокриницких приходов с Н. Чин архиерейского погребения Н. в Ст. Добрудже совершили епископы Анастасий и Алимпий (Гусев) в сослужении многочисленного духовенства. (Еп. Алимпий был рукоположен по благословению Н. 5 янв. 1986, это был первый случай, когда вопрос о хиротонии старообрядческого епископа не согласовывался с Советом по делам религий.)